Вестник №6 2014

 

Использование присадок для дизельных топлив: взгляд со стороны производителя присадок

 

О присадках к дизельным топливам сложился целый ряд мифов, которые одинаково портят жизнь производителям и потребителям присадок. Вот некоторые из этих мифов:

Миф 1. Все присадки — сплошной обман и хорошее топливо в присадках не нуждается.

Миф 2. Флакончик присадки на бак сразу повышает мощность и экономичность двигателя.

Миф 3. Хорошие присадки — только импортные и стоят они дорого.

Все эти утверждения как максимум, спорны, а как минимум вводят в заблуждение. Присадки — не эликсир алхимика и не могут повлиять на углеводородный состав топлива, температуру вспышки, или снизить массовую долю серы. Эти вопросы решаются технологически. Что могут присадки – это снизить диаметр пятна износа, повысить способность топлива к воспламенению, снизить температуры застывания и предельной фильтруемости топлива.

Какие бы чудодейственные свойства не приписывала присадкам реклама, в технологическом цикле на НПЗ используется всего 5 основных типов присадок: промоутеры воспламенения (повышают цетановое число), противоизносные (уменьшают диаметр пятна износа, улучшают смазывающие способности), депрессорно-диспергирующие (отвечают за седиментационную устойчивость  и низкотемпературные свойства топлив),  моющие и антистатические.

Далеко не все типы присадок используют на НПЗ одномоментно, тип используемой присадки определяется характеристиками базового топлива и требованиями к конечному продукту: где-то добавляют только промоутеры воспламенения и противоизносные (т.к. Принятый Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 013/2011 регламентирует эти показатели), при выпуске зимних и арктических сортов добавляют депрессорно-диспергирующие присадки. Например, на Антипинском НПЗ в применении промоутеров воспламенения необходимости нет, т. к. строящийся современный завод по планам должен выпускать топливо с исходным цетановым числом, удовлетворяющим требования ТР ТС 013/2011 и скорее всего там будут нуждаться в противоизносной, депрессорно-диспергирующей и антистатической присадках. Топлива на основе газовых конденсатов, наоборот, обычно не нуждаются в корректировке низкотемпературных показателей, а нуждаются в промоутерах воспламенения и в противоизносных присадках. Использование моющих присадок — дело опциональное, потому что они в большей степени улучшают потребительские свойства топлив. Производители обычно используют их при разработке «брендового» топлива (G-Drive Газпром-нефти, ЭКТО-дизель Лукойл).

Вера в импортные присадки – еще одно заблуждение, порожденное волной подделок и агрессивного маркетинга, захлестнувшей Россию в 90-х годах прошлого века. С точки зрения химии и отечественные, и импортные присадки имеют, во многом, одинаковые действующие вещества, чистота и качество продукта гарантируются независимыми лабораториями.

Тип присадки Действующее (активное) вещество Импортные марки Российские марки
Промоутер воспламенения этилгексилнитрат Kerobrizol EHN (BASF)Dodicet 5073 (Clariant)  Миакрон-2000Миксент-2000Экоцетан

Экоцетол

 

Противоизносные ЖКТМ, производные талловых масел Kerrokorr LA 99CDodilube 4940 Миакрон-2.3Миксент-2030Байкат

 

Депрессорные 

 

 

 

/диспергирующие/

 

депрессорно-диспергирующие

Сополимеры этилена с винилацетатомсополимер алкил(мет)акрилат с винилацетатом  Kerofluxe 6100Dodiflow 4134 

 

 

 

Kerofluxe 3614

Dodiwax 4500

 

 

Dodiflow 5416

Kerofluxe 3501

Миакрон-2010ВЭС-410Д

 

ПДП

Миакрон- 2.2

 

Депран

 

 

Миакрон-2.15

Антистатические Сигбол
Моющие Неиногенные ПАВ Keropure DP Миакрон-2.4

* Таблица основана на данных открытых источников, данных доклада А.М.Данилова на заседании ученого совета ОАО ВНИИНП (М., из-во «Спутник»,2009г, 27 с.),

Современное топливо, выпускаемое в условиях модернизированного НПЗ по актуальному ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ Р 55475-2013  с учетом марок и сезонного фактора, соответствующее требованиям ТР ТС 013/2011, в дополнительной химии  нуждается в ограниченном количестве. Однако, кроме крупных производителей, существует значительное количество небольших НПЗ и других производств, которые пока не в состоянии построить весь необходимый технологический цикл и выпускают топливо, в лучшем случае соответствующее требованиям ГОСТ 305-82 (с 01.01.2015 года ГОСТ 305-2013), а, зачастую, только своим техническим условиям (ТУ) без согласования с потребителями.

Для владельцев дизельных автомобилей добавлять присадки в топливо имеет смысл только при заправке на сомнительных бензоколонках и в осенне-зимний период, когда при неожиданных заморозках  в баке может оказаться летнее топливо. Особое место занимают предприниматели, которые для нужд своих дизельных автопарков закупают значительные количества топлива марки «Л» (летнее, с показателем предельной температурой фильтруемости (ПТФ) не выше минус 5° С) по выгодным ценам, а при наступлении минусовых температур в переходный сезон осень-зима и зима-весна не могут завести свой транспорт. Вот тут на помощь им могут прийти присадки, добавив которые накануне похолодания, когда температура окружающей среды еще плюсовая (+5° С) в бак машины/грузовика/автобуса, можно не волноваться о происходящих метеорологических аномалиях. При этом никакие присадки из топлива марки «Л» сделать марку «А» (арктическое, значение ПТФ не выше минус 45° С), «перешагнув» через марки «Е» и «З»,  не смогут.

Таким образом, если Вы — владелец дизельного автопарка и смогли обеспечить себя изрядным количеством летнего дизельного топлива, при похолодании не торопитесь сливать топливо в опасении, что оно скоро застынет. Достаточно добавить присадку и можно до достижения среднесуточной температуры окружающего воздуха  минус 10° С использовать свой стратегический запас. Из импортных присадок можно использовать Kerofluxe 3501, Dodiflow 5416, из отечественных, например,  Европрис, Миакрон-2.2,  ПДП, Миакрон- 2.1.

Практика показывает, что летние сорта топлив с содержанием серы до 500 ppm в отдельных случаях характеризуются недостаточными смазочными свойствами. Можно допустить для страховки использование соответствующей противоизносной присадки в средней концентрации до 50 ppm. Из существующих на рынке присадок, как импортных, так и отечественных, каждый в соответствии со своими предпочтениями и кошельком может подобрать достойный продукт: из импортных — Dodilube-4940, Kerokorr LA99, Hitec-4140; из отечественных —  Байкат, Миакрон 2.3 (СМ-1) .

Отечественные присадки лучше всего заказывать у производителя или его официальных дилеров – при этом вы получите качественный продукт, не уступающий импортному, по привлекательной цене.

  • О компании

    "Европрис" - группа компаний, занимающаяся производством и внедрением на территории России и стран СНГ собственных присадок широкого спектра действия для дизельного топлива.

    Опыт работы менеджмента компании в сфере нефтехимии и нефтепереработки более 15 лет. В составе компании - научно-исследовательская группа из отечественных ученых-химиков и инженеров, специалистов по безопасности, ведущих работу по продвижению новых присадок под брендом "Европрис".

  • Читайте нас в

Copyright ©2013. Все права защищены.